Первые вопросы человека, собирающегося приобщиться
к «гильдии» домашних режиссеров, конечно же, будут связаны с
оснащенностью компьютера. Бытует мнение, что для видеомонтажа необходим
очень быстрый и производительный ПК, стоимость которого исчисляется
несколькими тысячами долларов. Так ли это на самом деле?
Процессор
Со
всеми расчетами, возникающими при обработке материала, справляется
любой современный процессор, даже бюджетные Celeron и Sempron. С
повышением тактовой частоты уменьшаются только время рендеринга
эффектов и финальный просчет ролика перед его выводом на диск, что не
так принципиально для начинающих режиссеров. Стоит также заметить, что
есть пакеты видеомонтажа, поддерживающие двухъядерность, поэтому
повнимательнее присмотритесь к младшим моделям Pentium D или Athlon 64
X2, а не к их одноядерным собратьям, у которых тактовая частота выше.
Мы
провели измерение времени просчета ролика на нескольких системах, чтобы
оценить выигрыш от более производительных CPU. Первая из них основана
на процессоре AMD Athlon 64 3200+, вторая – на Intel Pentium Extreme
Edition 955. Каждый компьютер оснащался 1 GB памяти, видеокартой NVIDIA
7800 GTX. Дисковая подсистема состояла из трех винчестеров: Western
Digital WD1600JD 160 GB – системный и RAID 0-мас-сив из двух Western
Digital WD2500 RE16 для работы с видео-материалами.
В системе на
платформе AMD64 просчет 20-минутного ролика занял 31 мин, в случае с
Intel с отключенным вторым ядром – 24 мин, а при использовании двух
ядер – 13 мин. Результаты говорят сами за себя, так что для комфортной
работы с видеоредакторами желательна двухъядерная система.
Память
Существует
довольно распространенное убеждение, что для нелинейного монтажа
необходима память объемом от 1 GB и выше. На самом деле для комфортной
работы вполне хватит и 512 MB (меньше сейчас просто не используется),
но стоит обратить внимание на то, что чем больше оперативной памяти
установлено в компьютере, тем свободнее будут себя «чувствовать» другие
программы, следовательно появится шанс избавиться от подтормаживаний
системы при переключении между задачами. Если при этом, конечно,
дисковая система не подкачает.
Видеокарта
Самый
нетребовательный компонент в компьютере для видеомонтажа. При таких
задачах ее ресурсы практически не задействуются, кроме как для вывода
изображения в окне предварительного просмотра или на второй монитор в
случае использования аппаратного просчета.
Жесткий диск
При
работе с видеоматериалом приходится оперировать огромными массивами
информации, и жесткий диск, как правило, становится игольным ушком,
через которое нужно провести верблюда. Если вы всерьез планируете
заняться нелинейным монтажом, то для этой цели необходимо отвести
отдельный жесткий диск, а в идеале – RAID-массив.
Дополнительное оборудование
Для
работы с современными цифровыми видеокамерами обязательным является
наличие интерфейса IEEE 1394 (FireWire, i.Link). Довольно многие
современные материнские платы по умолчанию оснащены по крайней мере
одним таким портом. В случае если FireWire отсутствует, можно
приобрести дополнительный PCI-контроллер.
Программное обеспечение
Pinnacle Studio: общий вид
На
сегодняшний день существует огромное количество программ для
видеомонтажа. На наш взгляд, одни из лучших для домашнего пользователя
создаются компанией Pinnacle Systems. Для этой статьи мы выбрали
Pinnacle Studio Titanium Edition версии 10.5.1 – новейшую на момент
написания материала. Программа отличается простотой в применении и
понятностью даже для новичка, превосходным стартовым комплектом со
всеми необходимыми инструментами для работы, высокой
производительностью, достигаемой благодаря профессиональному движку
Liquid.
На данный момент существует несколько вариантов Pinnacle
Studio: самая простая версия для начинающих – Studio 10, расширенная
Studio 10 Plus и наиболее полная Studio 10 Media Suite.
Итак,
рассмотрев вопросы видеозахвата в предыдущем материале, уделим теперь
внимание непосредственно редактированию и монтажу ролика. Ведь каждый
хочет, чтобы в семейном киноархиве «из жизни замечательных людей» было
что-то необычное. Самым распространенным носителем домашней коллекции
видео является DVD, и первое, с чем сталкивается пользователь, –
проблема создания красивого и качественного меню. Перед этой, казалось
бы, простой задачей многие могут спасовать. Pinnacle Studio
предоставляет пользователю огромный набор уже готовых меню, а если же
ни одно из них не устраивает, то позволяет сделать самому что-то
оригинальное.
Диалог создания меню
К
созданию меню стоит переходить, когда на time-line расположены все
видеофрагменты, используемые в фильме. Определение пунктов можно
поручить и самой программе или же вручную указать необходимые
контрольные точки, что намного удобнее. Главное, о чем стоит помнить, –
не нужно делать очень длинных по времени меню, достаточно качественно
выполненных 10–15 секунд с фоновым музыкальным сопровождением.
Использование эффектов
Для
облегчения работы по применению эффектов к фильму необходимо разбить
материал на короткие отрезки по несколько секунд – это поможет в случае
использования сложных фильтров и переходов. Для того же, чтобы получить
качественный и красивый ролик, его стоит разделить на фрагменты
длительностью в одну секунду. Так, ко всему прочему, можно снизить
загрузку процессора, которому не придется при малейшем изменении
свойств клипа пересчитывать в фоновом режиме весь длинный отрезок, а
только лишь маленький секундный кусочек.
Работу с эффектами стоит
проводить не в окне раскадровки, что многие считают более удобным, а в
режиме монтажа на time-line. Так вы сможете полностью контролировать
весь процесс и не удивляться, когда появятся провалы в изображениях и
рассинхронизация звуко- и видеоряда, связанные с тем, что программа
установила следующий кадр несколько позже, чем того требовалось.
Титры
Создание титров
Ни
одна программа не может похвастать полным набором функций, которые
позволят сделать всю необходимую работу так, чтобы вы не отвлекались на
поиск дополнительных эффектов. Не является исключением и Pinnacle
Studio. Набор базовых титров и встроенный интерфейс создания
пользовательских через пару-тройку проектов начинает надоедать, а
фильмы становятся похожими друг на друга. Можно выйти из положения и
рисовать титры в Photoshop или 3DsMax, но в первом варианте это будет
статичный текст, а во втором на красивые титры уйдет едва ли не больше
времени, чем на всю остальную работу над проектом. Выходом из этого
положения является использование сторонних программ, к примеру BluffTitler DX9.
Программа позволяет создавать трехмерные (как статичные, так и
анимированные) титры высокой сложности, экспортировать их в формате AVI
или в виде последовательности TGA-файлов. Еще одной характерной
особенностью является поддержка альфа-канала в экспортируемых
изображениях, для того чтобы в дальнейшем титры можно было наложить на
монтируемый фильм.
Переходы
Переходы используются для
склейки разнородных видеофрагментов, чтобы не отвлекать зрителя
прерываниями. Как правило, стандартных переходов более чем достаточно,
но в Интернете всегда можно найти огромное количество неофициальных
плагинов с обычными и трехмерными коллекциями.
Стоит заметить,
что в одном фильме не рекомендуется использовать более двух-трех типов
переходов. Также не переусердствуйте с их количеством и используйте
подобные эффекты только в тех случаях, когда они действительно
необходимы.
Хрома-кей
Chroma Key: исходный кадр
Chroma Key: конечный кадр
Все
мы смотрим прогноз погоды по телевизору, но редко кто задумывался, как
достигается эффект, когда позади ведущего находится красивая
интерактивная карта. Именно для получения таких кадров и нужен
инструмент «хрома-кей» (Chroma Key). Данный эффект представляет собой
съемку на однородном фоне с очень высокой интенсивностью цвета, как
правило, это либо зеленый, либо синий, но Pinnacle Studio позволит
использовать любой однородный фон и просто указать маску цвета для
применения фильтра. Затем происходит наложение двух кадров, самой
распространенной задачей является замена фона позади объекта съемки. Во
избежание проблем и ошибок в построении таких сцен следует помнить, что
задний план должен находиться на мастер-дорожке, а материал, который мы
накладываем – на второстепенной, в противном случае эффект выйдет
обратный. Если же используются два видеофрагмента для наложения,
необходимо обратить внимание на регулировку уровней звуковых дорожек,
иначе результатом будет какофония.
Футуражи
Настройка пунктов меню
Монтажный лист
Футуражами
в видеомонтаже принято называть эффекты, применяемые при наложении
статичных либо анимированных изображений на видеоматериал. Со
статичными футуражами все понятно, процесс работы с ними во многом схож
с использованием хроматизма, с той лишь разницей, что футураж
обязательно находится на мастер-дорожке, а видеоматериал – на
второстепенной. В случае работы с однотонными эффектами достаточно
указать маску только того цвета, который должен стать прозрачным. Со
сложными же придется использовать сложные маски для определения границ
прозрачности либо искать футуражи с альфа-каналом.
Другая
ситуация с анимированными футуражами. Скорее всего их придется рисовать
самому, используя пакеты для создания 3D-анимации, либо применять
специализированные пакеты, к примеру Disney's Magic Artist Cartoon
Maker. Но обязательно не забудьте о необходимости создания футуража с
альфа-каналом, иначе один видеофрагмент будет перекрываться другим.
Финальный вывод фильма
Настройка формата экспорта
Как
правило, вывод фильма производится в формат DVD, хотя Pinnacle Studio
позволяет экспортировать видео и в другие форматы, среди которых есть и
MPEG4, и WMV как в стандартном разрешении, так и в High Definition.
Есть у программы и довольно экзотические особенности, например экспорт
для Sony PSP и Apple iPod. На сегодняшний день интерес представляют два
из них – DVD и HD-Video. К сожалению, оценить все преимущества видео
высокого разрешения невозможно, ведь HD-видео-камеры пока что редкость,
а потому речь пойдет только о DVD.
Для того чтобы получить на
выходе видео с хорошим качеством (особенно если дальнейший просмотр
предполагается на мониторах или ЖК-телевизорах с большими диагоналями
либо на плазменных панелях), необходимо применять двухслойные
DVD-диски. Но в домашних условиях, как правило, используются
однослойные, поэтому есть свои ограничения. Если планируется очень
длинный фильм, то стоит разбить его на несколько частей и каждую
записать на отдельный диск. Все дело в том, что современные программы
видеомонтажа, имеющие в своем арсенале средства DVD-авторинга, сильно
портят качество картинки при малейших снижениях битрейта. Но приходится
чем-то жертвовать, если цена двухслойного диска кусается, а двухчасовой
фильм все же хочется записать на один диск.
Однако
выход есть. Длинный фильм в полном качестве выводится в виде ISO-образа
двухслойного диска (DVD9) на винчестер, а затем с помощью сторонних
программ (к примеру, входящего в комплект поставки Pinnacle Instant DVD
Copy или же DVD Shrink) пересчитывается образ в размер однослойного
(DVD5). Такой вариант позволит не очень сильно потерять в качестве
картинки за счет использования специальных алгоритмов и переменного
коэффициента сжатия для разных фрагментов.
Гость, для того чтобы скачать материал, Вам нужно кликнуть по рекламным ссылкам ниже:
Ссылки для скачивания материала
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем, что бы не клацать по рекламе.