Как
известно, последние несколько лет – ГАИ - объект пристального внимания
и реформаторских усилий разных ветвей власти. Работу правоохранителей
на дорогах улучшали Президент, в одно время ликвидировавший службу.
Депутаты,
протолкнувшие закон о повышении штрафов. Юрий Луценко, с завидной
частотой рапортующий об уникальных успехах борьбы со взятками на
дорогах, а также о росте поступлений от штрафов. Наконец, косвенно
Яценюк, знаменитый «фак» в адрес которого стал фатальным для целой
службы «Кобра». Результат этих усилий нулевой. В этом легко убеждается
любой водитель, которому «выпало счастье» пообщаться со стражами
порядка на дорогах. Для вашего покорного слуги самое неприятное
«послевкусием» от подобных дорожных бесед связано с пониманием того,
насколько данный вид правоохранителей далек от знания и следования
тому, что, собственно называется правом. Это - фундаментальный
недостаток в работе службы, без ликвидации которой любая реформа
обречена на провал. Реальность такова, что инспектора банально не
владеют знанием ПДД. Приведу конкретные примеры из личного опыта.
Казус 1. Трасса «Киев-Одесса», КП. Светофор.
Мои
действия: проезжаю на желтый сигнал светофора. Останавливает инспектор
и предъявляет обвинение в проезде на запрещенный сигнал светофора. Я
ему – так ведь можно, если машину нельзя внезапно остановить без
экстренного торможения. Садимся в его машину, ГАИшник достает книжечку
с правилами дорожного движения, из которых цитирует, что желтый сигнал
светофора – запрещенный. После этого углубляется в заполнение
протокола. После того, как я нашел и зачитал исключение из общего
правила проезда на желтый сигнал, на лице инспектора я увидел воистину
детское удивление на лице «блюстителя закона». Перечитав несколько раз
указанный пункт, инспектор заявил, что, дескать, «просто» не хочет
писать протокол и ограничится устным предупреждением.
Казус 2. Трасса Р-17 «Белая Церковь»-Володарка, 9-й километр.
Приблизительно
на седьмом километре данной дороги стоит знак «обгон запрещен» с
табличкой 2 км. Примерно через 1 км. 600 метров начинается прерывистая
линия разметки. Собственно, посчитав, что действие знака заканчивается,
водители совершают обгон. Именно на это рассчитывают белоцерковские
гаишный патруль, который затаивается в районе 1 км. 900 м. за знаком.
Всем водителям сообщается о нарушении дорожного знака, а на ремарки о
разметке инспектора заявляют о приоритете дорожных знаков над
разметкой. Ведутся многие.
ФОТО1.
20.06.2009 точное время 14.12.10 9-й км. автодороги Р-17. ГаИШник
белоцерковского патруля готовится к прыжку на жертву. Жертва, ничего не
подозревая совершает обгон, руководясь прерывистой линией разметки
ФОТО2. 30 секунд спустя. «Дичь» подстрелена, пора «свежевать»
ФОТО3. – линия разметки в местах обгона, знак
Собственно,
на эту удочку поймался и ваш покорный слуга. Честно говоря, я дословно
не помнил пункт, где говорится о приоритетах знаков, поэтому просто в
протоколе сослался на то, что по моим расчетом 2 км. уже прошло.
Убедится в своей невиновности мне довелось уже дома. Открыв ПДД, я
просмотрел пункт о приоритете знаков над разметкой, и это касается
временных знаков. По поводу разметки и обычных ничего подобного в ПДД
нет. Сказано, что дорожная разметка регулирует движение самостоятельно
или вместе со знаком, требования которых она подчеркивает (и отнюдь им
не противоречит). Кстати, я убедился в том, что сами ГАИшники слепо
верили в то, что говорили и писали в протоколе. К примеру, остановивший
мой автомобиль инспектор ГАИ белоцерковского района Авксентий Ткач
убеждал меня, что замеры ими проводились неоднократно и два километра
от пресловутого знака еще метров 200 от места расположения патруля.
Видимо, именно по причине ложного представления о нормах ПДД (а
по-просту по причине их незнания) белоцерковские ГАИшники не оказывали
какого-либо сопротивления в моей маленькой любительской фотосессии.
«Рыбные места в наследство» и особенности отечественного админпроцесса
Старожилы-водители
рассказывают, что места на автодорогах, где, скорее всего, вы можете
встретить автопатруль – не меняются десятилетиями. Из-за этого, ездя
только в своем районе, у вас мало шансов на общение инспекторов. Зато
выезжая в другой регион, такая беседа вам, скорее всего, будет
уготовлена.
Судя по всему, именно «карту рыбных мест» на дороге и
передают старшие поколения гаишников младшим. А не какие-то там
традиции и принципы по охране права. Выезжая на эти места милиционеру
не требуется знать автоправо. Ему лишь нужно делать то, что делали его
предшественники. Для службы в ГАИ этого очень даже достаточно: план по
нарушениям и штрафам выполняется, и на какой-то хлеб с маслом хватает.
Согласитесь, это своеобразное отношение к праву, которое можно
охарактеризовать как «правоедство». Под ним бы я бы стал понимать
извлечение служебных и личных выгод от использования правил ПДД.
В
ситуации, которая складывается вокруг автопатрулирования, виноваты и
сами водители. Во-первых, потому что действительно нарушают ПДД.
Во-вторых, потому что они в своей массе просто избегают ввязываться в
весьма трудоемкий процесс оспаривания постановлений ГАИ. В этом есть
своя логика, поскольку даже мне, как человеку, заканчивающему
юридический ВУЗ, пришлось потратить целых полдня на процесс подготовки
опротестования постановления. В жизни куда проще оказывается дать «на
лапу» или согласиться заплатить штраф. На это очень рассчитывает
автопатруль. В описанном Казусе 1 гаишник в разговоре прямо высказался
в том духе, что, дескать, из-за такой мелочи вы не будете «по судам
таскаться». Тем более, что ГАИшники в этом плане чаще всего торгуются,
предлагая согласится на какое-то меньшее правонарушение, за которое
санкция, например, не в 425 , а 255 грн..
В надежде, что водитель
не пойдет в суд, инспектора в большинстве пишут протокол и
постановления «левой ногой». Чаще всего материалы по админделу
составлены так, что из них нельзя точно установить ни место, ни
характер правонарушение, текстовка составлена с грубыми ошибками. Часто
«забывают» дать копию протокола и пишут неразборчивым почерком. Будучи
донесенной в суд подобное постановление уже по форме имеет шанс быть
опротестованным.
Вместо заключения
«Правоедство»
ГАИ в смысле незнания правил ПДД, неумения вести административный
процесс, паразитирование на незнании водителями своих прав, - одна из
фундаментальных причин неэффективности службы ГАИ в деле профилактике
правонарушений, которая напрямую влияет на правовую культуру водителей
и безопасность дорожного движения.
По сути наши дорожные
«экзаменаторы» административные дела решают не с законом в руках, а с
шпаргалками от старших товарищей, которые, как видим в казусе 2 часто
противоречат ПДД и КоАП. А теперь представьте, что какая-нибудь
квалификационная комиссия, принимающая экзамены у курсанта летного
училища, не знает летных правил и не умеет летать. Насколько
профессиональными будут летчики, которых оэта комиссия допустит к
летательным аппаратам? А это только кажется, что вождение авто и легче,
и безопасней, чем полеты на самолетах. На практике все наоборот. Может,
именно поэтому у нас смертность от ДТП – самая высокая из европейских
стран?