Передача
функций по проведению техосмотра частным компаниям упростит и ускорит
эту процедуру. А сами СТО получат дополнительную возможность заработать
и привлечь новых клиентов.
Техосмотр у частников
Госавтоинспекция
утратила монополию на проведение государственного технического осмотра
(ТО) автомобилей. Теперь эти услуги будут предоставлять частные
компании. Кабинет министров в начале июля принял постановление о
передаче права на проведение техосмотра автомобилей станциям
техобслуживания. Это решение вступит в силу с 1 января 2009 года.
Талон, свидетельствующий о прохождении техосмотра, по-прежнему будет
выдавать только ГАИ. Процедура станет выглядеть следующим образом:
автовладелец на станции техобслуживания будет проходить соответствующую
диагностику и с заключением мастера направляться в ГАИ за техталоном.
Качество обещают
По
словам начальника Госдепартамента ГАИ МВД Украины Сергея Коломийца, за
качеством работы частников, проверяющих техсостояние автомобилей, будут
следить уполномоченные государственные органы. А чтобы получить
разрешение на эту деятельность, станциям техобслуживания придется
пройти соответствующую аттестацию.
Как и прежде, в ГАИ машины
также будут проходить проверку на достоверность госномеров и наличие
информации об угоне. Автовладельцы смогут самостоятельно выбирать
предприятие, на котором проверят техническое состояние автомобиля,
независимо от места его регистрации. Соответствующий осмотр можно
пройти непосредственно во время гарантийного обслуживания. Однако при
этом у техстанции должна быть лицензия на проведение таких работ. Новый
порядок предусматривает проведение техосмотра новых транспортных
средств без проверки их техсостояния во время регистрации.
СТО готовы
Новые
правила техосмотра участники рынка — станции технического обслуживания
— встретили с воодушевлением. Для них возможность проведения ТО — не
просто дополнительных заработок, но и доступ к большой базе
потенциальных клиентов. По некоторым оценкам, благодаря передаче
обязательной услуги частному сектору прибыль СТО вырастет сразу на
20–40%. Для начинающих свой бизнес предприятий — это возможность
быстро, без значительных первичных инвестиций в рекламу, заявить о
своих услугах. Ведь главная задача техстанции — сделать так, чтобы
автомобиль заехална ТО (именно для этого СТО часто проводят специальные
акции: «бесплатная диагностика», «бесплатная замена масла»). В машине
всегда найдется, что заменить или улучшить. Конечно, заставить клиента
устранить неполадки нельзя, но можно грамотно объяснить ему, что
нарушенный развал-схождение вызовет повышенный износ резины. Вот тогда
автовладелец и начинает считать возможные затраты: взвешивать, как
неполадка повлияет на безопасность вождения и т. д. В результате он
оставит автомобиль в ремонте. Сейчас, когда доходность от продажи
автомобилей снижается, растет роль СТО в структуре доходов автобизнеса.
Официальные дилерские центры располагают небольшим набором
преимуществ, при помощи которых можно удержать клиента. В их числе
предоставление гарантии на авто, гарантия на запасные части, услуги. Но
как только срок гарантийного обслуживания заканчивается, большинство
клиентов ищут более дешевый сервис. Некоторые из них затем обслуживают
авто либо в сети независимых СТО, либо на мелких частных предприятиях,
либо в гаражных кооперативах. «Новые правила игры дадут преимущества
официальным игрокам рынка, и прежде всего официальным дилерским
центрам, — считает заместитель генерального директора компании ViDi
Group по вопросам послепродажного обслуживания Александр Грынив. — С
получением аккредитации у них появится дополнительный фактор для
привлечения клиентов, ведь на одном предприятии можно будет получить
заключение о техническом состоянии машины. Тогда как после обслуживания
автомобиля в частном гараже, не имеющем соответствующей аккредитации,
сделать это, скорее всего, будет невозможно.»
В распоряжении
официальных сервисных станций обученный персонал, такие СТО оснащены
современным оборудованием, располагаются в просторных помещениях и
одновременно в состоянии обслуживать до 50 авто. Наконец, у них давно
налажены контакты с органами Госавтоинспекции. Поэтому им легче
получить аккредитацию на проведение государственного техосмотра.
Крупные
мультибрендовые станции тоже претендуют на солидный кусок пирога при
разделе новых услуг. «Как крупнейшая сеть СТО в Украине мы, конечно,
будем предоставлять услуги по техосмотру. Мы уже связывались с ГАИ, но
точных требований и критериев пока нет, — рассказывает генеральный
директор компании ”Трейд Лайн Лтд” (сеть автосервисных центров АТЛ)
Роман Балыкин. — Все центры нашей сети созданы по единому стандарту и
готовы проводить ТО. У нас пока нет только газоанализаторов, но это
недорогое оборудование, мы успеем его купить и установить.» Кроме того,
специалисты АТЛ подсчитали, что пройти техосмотр на СТО этой компании
обойдется дешевле, чем в ГАИ. «Раньше процедура технического осмотра в
ГАИ обходилась автомобилисту в три сотни гривен, — говорит
администратор автосервисного центра ”АТЛ-Каскад” Владимир Литвин. — У
нас стоимость ТО составляет сто двадцать пять гривен. А для постоянных
клиентов предусмотрены скидки от пяти до пятнадцати процентов от
стоимости работ, в зависимости от уровня дисконтной карточки.» Новые
правила еще не вступили в силу, но уже очевидно, что в этом сегменте
развернется большая конкуренция. СТО уже разрабатывают механизмы
привлечения клиентов, просчитывают конкурентную ценовую политику.
Обязательный контроль
До
сих пор наличие техталонов на стеклах автомобилей, которые
передвигаются по нашим дорогам, не гарантировало их безопасности. В
условиях, когда более 70% отечественного автопарка старше десяти лет,
качественная оценка технического состояния транспортных средств остро
необходима. Украинский автопарк обновляется гораздо медленнее, чем
европейский. Если в Германии и Франции на долю новых машин ежегодно
приходится шесть-восемь процентов от общего объема поставленных на учет
авто, то в Украине — только два-три процента. Кроме того, в европейских
странах автомобили старше пяти лет облагаются высокими налогами, и их
содержание становится дорогим удовольствием. Поэтому автовладельцы с
доплатой обменивают старые машины на новые. В Украине такой нормы нет,
поэтому необходимо более тщательно следить за техническим состоянием
авто.
«У нас процедура прохождения техосмотра в системе ГАИ
была номинальной. Я не от кого еще не слышал, чтобы после техосмотра
давали дельные рекомендации или устраняли неисправность», — заявляет
бывший директор развития сети автоцентров компании «Атолл Холдинг»
Валерий Откидач. Более того, мало кто из водителей на самом деле
проходил гостехосмотр — соответствующие документы просто покупались в
том же ГАИ.
Эксперты считают, что техосмотр и техталоны
необходимо упразднить, и ввести вместо них систему сервисных книжек. В
Украине уже создана широкая сеть официальных дилерских предприятий и
СТО. Все они проходят жесткий контроль качества оборудования,
обслуживания и квалификации персонала в соответствии с требованиями
украинского законодательства. Кроме того, импортеры автомобилей и
производители оборудования тоже выставляют дилерам жесткие условия.
Покупая новое авто, клиент получит сервисную книжку, в которой будут
отмечаться ежегодные прохождения ТО и все произведенные работы,
содержаться заключения специалистов, а также назначаться дата
повторного осмотра. По мнению Откидача, введение этой системы поможет
избежать коррупции при прохождении техосмотра. Автовладельцы сами
заинтересованы в исправности и безопасности машины, поэтому стараются
выполнять рекомендации производителей по периодичности прохождения ТО.
Пока не истек гарантийный срок, выполнение этого условия
являетсяобязательным. Когда эта норма будет закреплена законодательно,
всем автовладельцам придется проходить технический контроль авто в
соответствии с рекомендациями производителей. Госавтоинспекции
останется только контролировать этот процесс. Одного этого будет
достаточно, чтобы значительно улучшить техническое состояние автопарка
и снизить аварийность на украинских дорогах.