Залоговые авто пока мало влияют на рынок поддержанных автомобилей. Однако вскоре это может измениться, пишет Компан&он.
Гривневые ставки поползли вверх
К
лету украинские банки незначительно увеличили свои процентный ставки по
кредитам на автомобили. Об этом говорится в исследовании портала
Maanimo.com, которое охватывало 101 финучреждение. В частности его
результаты показали, что с 18 мая по 22 июня средняя ставка по
гривневым кредитам выросла на 2,7% годовых (до 22,7% годовых), по
долларовым упала на 2,1% годовых (до 14,7% годовых), по евро осталась
на прежнем уровне – 16% годовых. В то же время, исследователи отмечают
резкий скачек максимальных ставок в национальной валюте по этому типу
кредитов: за указанный период они выросли с 28% до 40% годовых. При
этом валютные ставки остались без изменений: по доллару США они
достигают 18% годовых, по евро – 17% годовых. Помимо этого неизменной
осталась минимальная ставка по гривневым кредитам – 0% годовых, что,
впрочем, является не чем иным как маркетинговым ходом. При этом
минимальная ставка по долларовым займам уменьшилась с 17% до 12,55%.
Следует
также отметить, что неизменной осталась и ситуация с комиссиями,
взимаемыми банками при оформлении автокредитов. «Как и прежде, средняя
и максимальная комиссия по займам в гривне сохранилась на уровне 3,5%
суммы, минимальная – на 1% суммы. Что до доллара, то там средняя и
максимальная комиссия осталась на уровне 3% кредита, минимальная – на
1% суммы», – говорится в исследовании.
Вместе с этим, за отчетный
период количество банков, предлагающих автокредиты, незначительно
выросло с 9 до 12 финучреждений. При этом количество кредитных программ
увеличилось с 37 до 107 предложений. «Как водится, большинство из них
пришлось на гривну – 98 программ, на втором месте оказался доллар (7
программ), третьем – евро (2 программы). Максимальное число предложений
(22) было сделано по кредитам сроком до 12 мес., за ними шли займы до
двух лет – 20 программ и кредиты до 3 лет — 16 предложений», – отмечает
исполнительный директор Maanimo.com Наталия Шталтовная.
Схожими
оказались результаты исследования рынка автокредитов, проведенные
компанией «Простобанк Консалтинг». «Слухи о смерти автокредитования
преувеличены», – утверждают эксперты компании. По их данным при большом
желании можно найти более полутора десятков реальных предложений по
кредитованию. В то же время исследователи отмечают, что финансисты
стали намного более переборчивыми, чем всего год назад. «Потенциальные
заемщики должны внести за четырехколесного друга минимум 25% аванса и
показать недюжинную платежеспособность: учитывается только белая
зарплата, а расходы на кредит не должны превышать 70% доходов», –
отмечают в «Простобанк Консалтинг». Более того, эксперты полагают, что
возобновления массовых выдач ссуд на машины ожидать в ближайшее время
не стоит. Автокредитование занимает лишь третье место по приоритетности
у банков после кредитования малого и среднего бизнеса и ипотеки.
Поддержанные авто в фаворе
На
фоне сложности в получении кредита и покупки на новые авто,
активизировался рынок поддержаны автомобилей. Как сообщает компания
AUTO-Consulting, в сравнении с маем 2008 г. на число сделок с
поддержанными авто снизилось на 14%, против падения в 74% на рынке
новых авто. «Такой незначительный спад в продажах б/у авто обусловлен
стремлением украинцев приобретать недорогие автомобили, стоимостью до
$10 тыс. Именно в этом сегменте происходит большинство сделок на
рынке», – утверждается в исследовании.
В то же время, интересным
является тот факт, что, проанализировав тенденции 2008 и 2009 гг., в
AUTO-Consulting пришли к выводу, что массового появления на рынке
автомобилей, находящихся в у банков в залоге, не наблюдается. Так, год
назад в месяц в среднем продавалось 17-18% кредитных авто. В 2009 г.
этот показатель увеличился до 21% при сохранении количественных
показателей, но такой рост обусловлен ростом самого кредитования в
предыдущие годы. То есть формально очень динамично росла доля самого
кредитования (в пиковые моменты она достигала 55%). «Если же сравнить
количественные показатели, то в 2009 г. резкого всплеска «кредитных»
машин не наблюдается, а дополнительный приток от банков исчисляется в
сотнях штук», – резюмируют исследователи. По их данным доля залоговых
авто колеблется в пределах 1%. А учитывая тот факт, что банки неохотно
идут на демпинг, можно констатировать, что на ценообразование эти
автомобили пока не влияют. Ведь единственным сегментом, который готов
снижать цены на авто, являются заемщики уже погасившие свои кредиты.
Тем
не менее, в будущем влияние залоговых кредитов на рынок может
увеличиться. Начиная с конца прошлого года, целый ряд банков
активизировал работу со своими заемщиками, часть проблемной
задолженности была отдана коллекторским агентствам. Эксперты полагают,
что немалая доля долгов находятся уже на последней стадии – либо
залоговые авто будут продаваться по согласованию сторон ввиду
невозможности погашения займов, либо вследствие судебных решений. Таким
образом, многие банки уже подошли к стадии предпродажи залоговых авто.
И если они пойдут дальше, а вариантов у них не так уж много, это может
повлиять на рыночную цену поддержанных авто в сторону ее снижения.
Гость, для того чтобы скачать материал, Вам нужно кликнуть по рекламным ссылкам ниже:
Ссылки для скачивания материала
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем, что бы не клацать по рекламе.