Аналитики
международного холдинга Атлант-М, проанализировав ситуацию на
автомобильном рынке Украины, пришли к выводу, что в текущем квартале
продолжится стагнация продаж новых автомобилей, а небольшой рост,
возможно, начнется в конце 2009 года.
«В I полугодии
2009 г. рынок легковых автомобилей в Украине упал на 73,9% против 70%
по итогам I квартала 2009» - говорится в аналитическом обзоре.
Аналитики
отмечают изменение одной из главных тенденций минувших лет. Так если в
докризисное время доля продаж новых автомобилей неуклонно росла, а
подержанных уменьшалась, то сейчас ситуация оказалась диаметрально
противоположной. Доля новых иномарок сократилась с максимальных по
итогам 2008 года 79,4% до 77,4%, при этом доля подержанных авто
возросла вдвое.
Еще одной важной тенденцией можно назвать меньшее
падение, чем в целом по рынку в премиум-сегменте. По данным аналитиков
Атлант-М падение продаж дорогих автомобилей в первом полугодии
составило 64,6%. Возможной причиной не столь существенного падения
можно назвать распродажи, которые устраивали «серые» дилеры с целью
закрытия бизнеса.
Изменились и предпочтения потребителей. «В
структуре продаж по классам автомобилей можно говорить о снижении доли
классов A, B, и C в пользу D, SUV и коммерческой техники» говорится в
отчете. Также аналитики отмечают смещение платежеспособного спроса в
пользу автомобилей стоимостью выше 10-15 тыс. евро.
Незначительно
изменилась картина продаж в различных регионах. По итогам первого
полугодия имело место некоторое восстановление доли Киева. Наибольшее
снижение произошло в промышленно развитых регионах восточной Украины -
Донецке и Днепропетровске. Существенно выросла доля Одесской области и
вообще юга Украины. Вероятно, это связано с улучшением экономических
показателей в южной части страны.
Среди иностранных марок лидерство по итогам второго квартала продолжает удерживать Hyundai и Toyota,
сохранившие продажи на уровне первого квартала. На третью сточку
рейтинга иномарок (благодаря распродажам) поднялись Renault-Dacia.
Наихудшую динамику в TOP-25 во втором квартале показали Geely (-63%), Subaru (-62%) и Mazda (-53%).
Самой популярной иномаркой по итогам первого полугодия оказался Hyundai Accent (3 465 проданных автомобилей) за ним идет Chevrolet Aveo (2 575 автомобилей) и Dacia Logan (1 828 автомобилей). Немного странным выглядит появление в ТОП-10 относительно дорогих Toyota Camry (1 421 автомобиль) и Hyundai Tucson (1 340 автомобилей).
«В
целом ситуация на автомобильном рынке Украины остается весьма тяжелой,
при этом оснований утверждать о скором улучшении нет» считают аналитики
Атлант-М. По их мнению, дальнейшее развитие ситуации будет во многом
зависеть от решения Верховной Рады по вопросу продления действия
временной надбавки к таможенным пошлинам в размере 13%. Если никаких
решений по этому вопросу на внеочередных заседаниях принято не будет,
то надбавка автоматически ликвидируется 6 сентября 2009 года.
Импортеры
и дилеры в этой ситуации будут ввозить новые партии автомобилей в
весьма ограниченных объемах. Операторы рынка будут распродавать
складские запасы, состоящие преимущественно из автомобилей 2008 года
выпуска. Такая ситуация скорее всего будет способствовать формированию
отложенного спроса на новые модели и ожидания «дешевых» автомобилей
потребителями в конце 2009 года.