В последнее время обострились дискуссии относительно возвращения
людей на Луну. Так, согласно текущему плану NASA, осуществлена новая
лунная миссия должна быть к 2020 году. Противники повторного покорения
спутника Земли уверены в первоочерёдности цели исследования Марса. Плюс
ко всему, значительные корректировки в перспективы пилотируемых миссий
вносит неблагоприятная экономическая ситуация. Но как бы там ни было,
если астронавты всё же попадут на ближайшее к нам космическое тело в
течение десятилетия, им потребуется достойное продвижения граней
познания транспортное средство для пыльной и покрытой кратерами
поверхности Луны.
"Лунный электрический вездеход" (Lunar Electric Rover, LER) длиной с
небольшой грузовой автомобиль имеет 12 поворачивающихся колёс,
благодаря чему он способен двигаться в любом направлении и
разворачиваться на месте. Кабина выполнена в виде откидной конструкции,
а питание обеспечивается батареями или топливными ячейками. На этой
неделе агентство NASA завершило полевые испытания ровера в Аризоне в
рамках ежегодной программы под названием "Проведение исследований и
изучение технологий в пустыне" (Desert Research and Technology Studies,
D-RATS). Пустынный ландшафт – пересечённая местность с песчаными
дюнами, подверженная бурям и значительным колебаниям температур –
идеален для моделирования лунных условий. Разработка LER началась в
2007 году. По словам астронавта и управляющего Лабораторией физиологии
окружающей среды (Environmental Physiology Laboratory) Космического
центра Джонсона (Johnson Space Center, JSC) в Хьюстоне Майкла
Гернхардта (Michael Gernhardt), сейчас проект настолько близок к полной
готовности, насколько это возможно. LER герметичен, поэтому астронавтам
доступна большая площадь исследуемой лунной поверхности. В ходе миссий
Apollo дистанция прогулок в космических скафандрах была ограничена 9,7
км в случае поломки средства передвижения. С новым вездеходом
расстояние возросло до 241 км, потому что внутри можно безопасно
ожидать прибытия другого аппарата – NASA планирует послать хотя бы два
ровера на Луну.
Вездеход массой 4 тонны имеет двигатель мощностью 20 лошадиных сил и
может подниматься по 30° склонам, а также преодолевать препятствия в
виде камней метровой высоты. Инженер по роботизированным системам в JSC
Роб Эмброс (Rob Ambrose) характеризует разработку кратко и ясно: "Это
зверь". 12 колёс приводятся в движение двумя электрическими моторами и
вращаются на 360°. "Если путь усложняется, он может обходить
препятствия и поднимать или опускать "ноги", чтобы не задеть
что-нибудь", - рассказывает Эмброс. Используемые в транспортном
средстве аккумуляторы не отличаются от тех, что установлены на
электромобилях. В настоящий момент применяются литий-ионные батареи
ёмкостью 125 Втч на 1 кг, а окончательный вариант ровера потребует 200
Втч/кг. Конечно, в условиях космоса трудно найти электрическую сеть, а
доставка грузов на Луну чрезвычайно дорогостояща, поэтому одним из
решений для подзарядки является велотренажёр, вырабатывающий ток.
Испытания в Аризоне важны как для LER, так и для астронавтов.
Тесты "конкретизируют предъявляемые к проекту требования, сценарии
осуществления миссии, затрачиваемое на операции время", - объясняет
управляющий D-RATS Джо Космос (Joe Kosmos). NASA провела пробную
14-дневную миссию, в ходе которой две команды жили внутри вездехода и
покидали его в костюмах только для совершения "лунных" прогулок. В
задачу входило помимо проверки систем LER определить подходящие
астронавтам условия и изучить влияние характера связи –
продолжительного, ограниченного, не в реальном времени – на
продуктивность работы экипажа. Так называемые "костюмошлюзы"
("suitports") позволяют астронавтам надевать скафандр и снимать его,
даже не входя в нём внутрь транспортного средства, избавляя от пыли и
грязи. Изнутри задней части кабины открывается люк, и к нему
пристыкуется система жизнеобеспечения скафандра, находящаяся на спине,
которая служит "дверью". Это также означает возможность подготовиться к
выходу в течение 10 минут в отличие от 6 часов на МКС. Как уже
упоминалось, выступающая прибежищем во время неблагоприятных условий
кабина может сниматься. База же вездехода, называемая Chariot,
управляется дистанционно и служить для перевозки грузов.
В ходе испытаний LER преодолел 142 км и выполнил
инсценированное спасение "потерянных" членов команды с помощью
навигационного программного обеспечения менее чем за час. К вездеходу
присоединён второй аппарат – Athlete, который также управляется
дистанционно. Третья машина называется K-10 и предназначена для
исследования местности; её испытания были проведены несколько месяцев
назад.
Гость, для того чтобы скачать материал, Вам нужно кликнуть по рекламным ссылкам ниже:
Ссылки для скачивания материала
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем, что бы не клацать по рекламе.